В России на дорогах с повышенной интенсивностью активно внедряется комплексная технология изготовления асфальтобетона Superpave – новейшая система проектирования состава смеси, заимствованная у американских коллег. Технология направлена на создание асфальтобетонных покрытий более устойчивых к растрескиванию из-за низких температур, стойких к деформации и усталостному разрушению.
Основной особенностью метода является прогнозирование состояния дорожного покрытия (глубины колеи, усталостных трещин и низкотемпературных сеток) во времени с учетом влияния внешних факторов данного региона (температуры, влажности), перспективой интенсивности движения. Поэтому первым шагом в процессе проектирования смеси является сбор информации об окружающей среде и ожидаемые трафиковые нагрузки.
Superpave переводится с английского, как Superior Performance Pavements (дорожное покрытие с превосходными характеристиками).
В 1980-1990 годах в Америке самыми популярными считались методы Маршалла (Bruce Marshall) и метод Хвима (Francis Hveem). Более 50 лет с некоторыми изменениями они использовались при обустройстве дорог в разных штатах.
Традиционные методы Маршалла и Хвима направлены на предотвращение образования колейности, но совершенно не затрагивают проблему образования усталостного растрескивания, низкотемпературного трещинообразования, морозоустойчивости покрытий.
В конце 80-х пришло понимание, что в реалиях настоящего времени (интенсивность движения увеличилась в десятки раз) устаревшим методам нужна замена.
Метод объемного проектирования Суперпейв разрабатывался членами специально созданной американской дорожной исследовательской программы SHRP (Strategic Highway Research Program) с целью увеличения срока службы и повышения эксплуатационных характеристик дорожных одежд, мостовых сооружений. Основные положения методологии были разработаны в США в 1987-1993 гг с привлечением ведущих мировых специалистов в этой области.
Изначально объемное проектирование состояло из 3 уровней. Первый уровень включает в себя несколько этапов:
Традиционные системы подбора состава базировались на эмпирических параметрах вяжущих (глубина проникновения иглы, температура размягчения, растяжимость и прочие), зависящих от окружающей среды или конструкции оборудования для исследований. Моделирование по Superpave ориентировано на физико-механические (фундаментальные) характеристики вяжущей компоненты, связанные с химическим и физическим строением битума. Таковыми являются — модуль сдвига, функция релаксации, плотность (масса единицы объема), динамическая вязкость при нулевой скорости деформации.
Главными критериями при назначении марок битумов в системе Суперпейв стал выбор битума или полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) с учетом районирования местности (экстремальных температур данного географического района), интенсивности прогнозируемых динамических нагрузок при использовании дороги или шоссе, реологических свойствах вяжущей компоненты (вязкость, модуль упругости, модуль деформации).
Большинство характеристик щебня, используемого по методу Суперпейв, аналогичны ГОСТ 8269.0-97 и 32703-2014. Основное отличие в использовании щебней узких фракций, что позволяет осуществить более плотную утрамбовку покрытия. На этом этапе изготавливают не менее трех комбинаций зернового состава.
Следующая стадия – поиск идеальной комбинации и определение процентного содержания битума, каменного материала, минерального порошка. Для каждого из вариантов намечают предварительную рабочую формулу смеси.
Формируется несколько образцов с различной степенью уплотнения, механические свойства которых проверяются с использованием пресса вращательного уплотнения. После проведения испытаний на гираторе, из нескольких пробных составов выбирается один, наиболее соответствующий необходимым характеристикам.
По окончании этапа проектирования состава смеси, ее проверяют на водостойкость, морозостойкость и наличие вредных примесей (комки глины, частицы дерева, угля).
На основе анализа полученных данных делается вывод об оптимальном составе а\б смеси. При необходимости проектировщиком в разработанную формулу вносятся коррективы и проводится повторное исследование образцов.
Ценностью точного подбора содержания битума и параметров гранул щебня является получение высокощебенистых каркасных смесей более стойких к колееобразованию и истираемости. Готовое полотно будет идеально пригодно к эксплуатации на конкретном участке автодороги с учетом транспортной нагрузки и существующих климатических условий в данном регионе.
Дополнительной важной особенностью является возможность подбирать составы, используя местные материалы и переработанные асфальтобетонные покрытия РАП. Это позволяет заказчику принимать решение о возможности сэкономить за счет использования ресайклинга или местного песка, щебеня.
Американский метод с 2017 года с успехом применяется в России при строительстве автодорог. Новая трасса федерального значения Таврида в Крыму стала первой дорогой, построенной с применением «суперасфальта».
Подход к разработке смесей по технологии SuperPave в обширных погодно-климатических регионах РФ дает возможность увеличить долговечность дорожного полотна до 12 лет. Дорожные одежды разработанные по рационально подобранному составу с применением современного лабораторного оборудования получаются стойкими к абразивному износу, остаточной деформации и механическим повреждениям. Это без сомнения является огромным плюсом в использовании технологии. Из минусов необходимо отметить высокую стоимость асфальтобетона Суперпейв – 7-9 тыс.рублей за тонну.
Экономичный подбор сочетания дорожных материалов для создания долговечного дорожного покрытия будоражит умы дорожников многих стран, поэтому исследования не ограничиваются исторической родиной метода. Критерии, приборы, программное обеспечение постоянно совершенствуются, исследовательские работы в указанном направлении продолжаются; Superpave продолжает расти и развиваться как метод проектирования.
Дорожно-строительная лаборатория «И.Д.К.» имеет полный комплект оборудования и разрешительной документации для контроля качества рецептуры асфальта Суперпейв и технологии производства работ по укладке.
У нас действует индивидуальный подход в формировании ценовой политики!
ГОСТ Р 58401.4-2019 — Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Правила проектирования
ГОСТ Р 58401.2-2019 — Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования. Взамен ПНСТ 127-2016
Некоторые действующие стандарты, описывающие требования к исходным материалам (щебню, песку, минеральному порошку, битумному вяжущему); технические требования к асфальтобетону, запроектированному по системе Superpave.
Наш менеджер свяжется с вами для уточнения технического задания и составит для вас индивидуальное коммерческое предложение.