Битум. Происхождение и виды. Основные характеристики

Битум – древнейший строительный и отделочный материал, твердой или жидкой консистенции от темно-бурого до черного цвета. Это смесь высокомолекулярных углеводородов и их производных. Название образовано от латинского «bitumen», что означает «горная смола», «асфальтовый».

Виды битумов

Классификация по происхождению

  • К появлению природного битума приводит естественная полимеризация и окисление углеводородов нефти в результате длительного воздействия геологических и климатических факторов.
  • Искусственный, или технический битум является побочным продуктом переработки нефти-сырца.

По типу исходного сырья

  • Битумы торфяные – представляют собой смесь высокомолекулярных одноатомных спиртов, одноатомных высокомолекулярных кислот и эфиров этих кислот и спиртов. Также известно, что в них содержатся парафиновые, терпеновые, ароматические углеводороды и кислородсодержащие соединения. Выделяются из торфа при помощи органических растворителей.
    Используются в литейном производстве, производстве пластмасс и бытовой техники, полирующих и защитных средств для дерева, кожи, бумаги, в медицине.
  • Угольные битумы выделяются из некоторых видов ископаемого угля органическими растворителями. Смолы, полученные из угольных битумов, используются при изготовлении лакокрасочных изделий, клеев, битумных эмульсий.
  • Нефтяные битумы – продукт переработки нефти. Нефтяные битумы применяются в строительстве для изготовления асфальтных смесей, лакокрасочных, изоляционных и кровельных материалов.

По консистенции

  • Твердые
    • хрупкие (в результате внешнего воздействия разрушаются)
    • пластичные и высокопластичные (способны противодействовать нагрузке, не образовывая трещин и разрывов)
  • Вязкие
  • Жидкие (разжиженные)
    • среднегустеющие (СГ)
    • медленногустеющие (МГ и МГО)

как выглядит битум

По сфере применения

Исходя из требований к характеристикам, битумы классифицируются по целевому назначению:

Дорожные – используются для производства материалов дорожного строительства (горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, битумных смесей, битумных мастик).

Кровельные – из них производятся пропиточные смеси и защитные покрытия (руберод).

Изоляционные – входят в состав гидроизоляционных материалов.

Общестроительные – для выполнения различных ремонтно-строительных работ.

Специальные (специального назначения) – используются при производстве электротехнической, лакокрасочной, шинной продукции.

Из чего делают битум?

Методы получения битума зависят от его происхождения.

Природный:

Чистый природный битум встречается редко. Жидкий, залегающий внутри пластов породы, извлекается скважинным внутрипластовым методом путем термического воздействия или шахтным дренажным, посредством системы дренажных скважин.

Битум, находящийся в составе битуминозных песков добывается карьерным или шахтным способом. Природа извлекается на поверхность и экстрагируется растворителем или горячей водой.

Нефтяной (технический):

При перегонке нефти на нефтеперерабатывающих заводах ее разделяют на фракции: легкие (бензин), средние (керосин, дизель) и тяжелые (гудрон, мазут). Вязкий остаток черного цвета состоящий из мазута, гудрона, асфальта, экстрактов очистки масел и является основным сырьем для получения битума.

Дальнейшая переработка остатков с целью получения битума проводится посредством битумных установок тремя основными методами: концентрирование и перегонка в вакууме, окисление кислородом с воздействием высоких температур, смешение (компаундирование) нефтяных остатков и дистиллятов.

Состав битумов

Битумы различного происхождения имеют отличия в составе, свойствах и структуре. Под влиянием радиации, высоких температур, кислорода, составляющие могут меняться за счет перехода масел в смолы, смол в асфальтены.

В состав битума входят:

  • масла парафинового, нафтенового и ароматического рядов, придающие подвижность и текучесть (35—60%),
  • смолы, влияющие на улучшение адгезии к поверхности минеральных и органических материалов, придающие эластичность и водоустойчивость (20-40%),
  • асфальтены, повышающие температуростойкость, вязкость и твердость (10-40%)
  • карбены, увеличивающие вязкость и хрупкость (1-3%)
  • асфальтогеновые кислоты, способствующие высокой адгезии (прилипанию) к каменным материалам (3%)
  • парафины, снижающие пластичность и увеличивающие хрупкость (6-8%).

Основные технические характеристики битума

Качество битума оценивается совокупностью разных показателей, а также технологией производства и качеством исходного сырья. Основными характеристиками, определяющими эксплуатационные свойства, являются:

  • Пенетрация (глубина проникания иглы) основной показатель, при его изменении меняются полученные свойства. Косвенно характеризует вязкость, прочность и теплостойкость битума.
  • Температура размягчения (пластичность) зависит от содержания маслянистых веществ и температуры, характеризует переход из твердого состояния в жидкое.
  • Температура хрупкости позволяет определить температуру, при которой произойдет разрушение под действием кратковременной нагрузки.
  • Дуктильность (растяжимость) позволяет оценить стойкость к механическому воздействию, показатель эластичности и изгиба. Характеризуется длиной нити во время вытяжения до момента ее разрыва.
  • Температура вспышки помогает определить содержание воспламеняемых летучих веществ и связано с требованиями пожарной безопасности при использовании битумных вяжущих.
  • Старение битумов – изменение структуры и физико-химических свойств под воздействием атмосферных явлений и нагрузок (метод RTFOT).
  • Адгезия, пластичность, вязкость.

Обращайтесь в лабораторию «И.Д.К» Предложим индивидуальные условия на исследования!

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Марки битума и их физико-химические свойства

Строительные битумы производятся следующих марок: БН (битум нефтяной): 50/50; 70/30; 90/10.

Наименование показателя Значение показателя для марки
БН 50/50 БН 70/30 БН 90/10
Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм 41-60 21-40 5-20
Температура размягчения по кольцу и шару, °С 50-60 70-80 90-105
Растяжимость при 25°С, не менее 40 3,0 1,0
Растворимость, %, не менее 99,50 99,50 99,50
Изменение массы после прогрева, %; не более 0,50 0,50 0,50
Температура вспышки, °С, не ниже 230 240 240
Массовая доля воды Следы

БНК (битум нефтяной кровельный): 40/180, 45/190, 90/30

Наименование показателя Норма для кровельных битумов марки БНК
БНК 40/180 БНК 45/190 БНД 90/30
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при 25 °С 160-210 160-220 25-35
Температура размягчения по кольцу и шару, °С 37-44 40-50 80-95
Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее 99,5 99,5 99,5
Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева, % от первоначальной величины, не менее 60 60 70
Растяжимость, см, не менее
при 25 °С 70 65
при 0 °С 20 6,0 4,0
Температура хрупкости, °С, не выше -10
Индекс пенетрации от 1 до 2.5
Температура вспышки, °С,  не ниже 240
Массовая доля воды, не более следы

Марки изоляционных нефтяных битумов: БНИ: IV-З; IV; V

Наименование показателя Норма для марки
БНИ-IV-З БНИ-IV БНИ-V
Температура размягчения, °С 65-75 75-85 90-100
Глубина проникания иглы, 0,1 мм:
при 25 °С 30-50 25-40 20-40
при 0 °С, не менее 15 12 9
Температура вспышки, °С, не ниже 250 250 240
Растяжимость при 25 °С, см, не менее 4 3 2
Изменение массы после прогрева, %, не более 0,5 0,5 0,5
Массовая доля парафина, %, не более 4
Водонасыщенность за 24 ч, %, не более 0,10 0,10 0,10

Вязкие битумы выпускаются следующих марок:

  • БНД (битум нефтяной дорожный): БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200.
  • БН (битум нефтяной): БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300
Наименование показателя Норма для дорожных вязких битумов марки БНД
БНД 200/300 БНД 130/200 БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 40/60
Глубина проникания иглы, 0,1 мм:
при 25 °С 201-300 131-200 91-130 61-90 40-60
при 0 °С, не менее 45 35 28 20 13
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 35 40 43 47 51
Растяжимость, см, не менее
при 25 °С 70 65 55 45
при 0 °С 20 6,0 4,0 3,5
Температура хрупкости, °С, не выше -20 -18 -17 -15 -12
Температура вспышки, °С,  не ниже 220 220 230 230 230
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С 7 6 5 5 5
Индекс пенетрации От -1,0 до +1,0

 

Наименование показателя Нормы для дорожных вязких битумов марки БН
БН 200/300 БН 130/200 БН 90/130 БН 60/90
Глубина проникания иглы, 0,1 мм:
при 25 °С 201-300 131-200 91-130 60-90
при 0 °С, не менее 24 18 15 10
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 33 38 41 45
Растяжимость, см, не менее
при 25 °С 80 80 70
при 0 °С
Температура хрупкости, °С, не выше -14 -12 -10 -6
Температура вспышки, °С не ниже 220 230 240 240
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С 8 7 6 6
Индекс пенетрации От -1,5 до + 1,0

Жидкие битумы выпускаются следующих марок:

  • МГО: 40/70; 70/130; 130/200
  • МГ: 40/70; 70/130; 130/200
  • СГ: 40/70; 70/130; 130/200
Наименование показателя Нормы для дорожных жидких битумов марки МГО
МГО 40/70 МГО 70/130 МГО 130/200
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с 40-70 71-130 131-200
Количество испарившегося разжижителя, %, не менее
Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже 120 160 180
Испытание на сцепление с мрамором или с песком Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2
Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140°С

 

Наименование показателя Нормы для дорожных жидких битумов марки МГ
МГ 40/70 МГ 70/130 МГ 130/200
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с 40-70 71-130 131-200
Количество испарившегося разжижителя, %, не менее 8 7 5
Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже 28 29 30
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже 100 110 110
Испытание на сцепление с мрамором или с песком Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2

 

Наименование показателя Нормы для дорожных жидких для марки СГ
СГ 40/70 СГ 70/130 СГ 130/200
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с 40-70 71-130 131-200
Количество испарившегося разжижителя, %, не менее 10 8 7
Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже 37 39 39
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже 45 50 60
Испытание на сцепление с мрамором или с песком Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2

Области применения

Битум наделен отличными адгезионными и водоотталкивающими свойствами, благодаря которым активно применяется в сфере дорожного, промышленного, гражданского строительства:

  • при производстве асфальтобетона для укладки скоростных магистралей и городских дорог;
  • для защиты подвалов, фундаментов и оснований различных конструкций от грунтовых вод;
  • при производстве пластмасс, герметиков, аккумуляторов, электрокабеля, резинотехнических изделий, лакокрасочной продукции, мягких кровельных материалы (рулонных и в виде черепицы);
  • для защитной изоляции трубопроводов;
  • в металлургии и нефтепереработке.

Природный битум

Природный битум — известен с неолита (период каменного века). Человек разумный использовал «земляную смолу» для крепления наконечников копий, гидроизоляции посуды, смоления кораблей, в качестве клея при укладке мозаики, известки для кирпичей при постройке зданий, а египтяне — при бальзамировании и мумификации.

Состав природного битума напрямую зависит от состава исходных органических веществ и условий при которых происходит разложение (биохимические, химические, окислительные реакции полимеризации нефти). Выделяют несколько классов природных битумов: асфальты, асфальтены, мальты, кериты, озокериты, нафтоиды, нафтиды и прочие.

Дорожно-строительная лаборатория «И.Д.К.» имеет полный комплект оборудования и разрешительной документации для контроля качества битумных материалов.

У нас действует индивидуальный подход в формировании ценовой политики!

Отправить

Чем отличается битум от гудрона?

Гудрон получают исключительно в следствии технологического процесса при переработке нефтепродуктов. Битум производят из гудрона, но также он может иметь и природное происхождение.

Гудрон используют для производства битума и ГСМ, кровельных и гидроизоляционных работ.

Битумы и их производные также используются для работ с кровлей и гидроизоляцией, но получили более широкое распространение и в других сферах. А основной областью использования стало дорожное строительство.

Технадзор, инжиниринг, строительная дорожная лаборатория